Персональный сайт Масловой Натальи Владимировны

Доклады

Подписаться на RSS

Эффективные подходы профориентации для успешной социализации и самореализации молодежи

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ


Н.В. Маслова

ОБОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»,

г. Дмитриев


 Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, что бы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

 Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. [3]

 Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимой категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:

    - недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

    - совмещение значительной частью студентов работы с учебой;

  - инфантилизм части студентов, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.)

 Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

 При первичном выходе на рынок труда у выпускников СПО преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющие на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущение безысходности, комплексом вины).

 Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.  Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.[3]

 В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявление более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

 Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся напрямую зависит от степени заинтересованности потенциальных абитуриентов в получении профессии или специальности, связанной с приоритетной отраслью. В профессиональных образовательных организациях происходят значительные изменения в содержании и технологии обучения. Возникла необходимость к формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного и творческого переноса приобретенных знаний в изменяющиеся социально-экономические и производственно-технические ситуации.[1]

 Чтобы каждый выпускник общеобразовательных организаций выбрал дело по своему сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги должны много потрудиться.

 Ежегодно в Дмитриевском районе проводятся ярмарки вакансий, в том числе для обучающихся школ, организуется трудоустройство подростков на каникулярное время. В Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме ежегодно проводится «День открытых дверей» для выпускников общеобразовательных организаций.

 Для построения системы и создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в учебном заведении «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» реализуются следующие мероприятия:

     - проводятся тематические конкурсы и олимпиады в системе профессионального образования;

    - разрабатываются организационные документы (положения) по проведению тематических бесед с абитуриентами и обучающимися, определяется экскурсионный маршрут специалистами ведущих предприятий отрасли;

  - проводятся совместные с предприятиями конференции, конкурсы научного, технического творчества и профессионального мастерства, олимпиады по специальным дисциплинам;

    - проводятся студенческие советы по приоритетному направлению;

    - развивается научно-творческая и рационализаторская деятельность студентов.

 Реализация данных мероприятий позволяет увеличить: долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, от 84% в 2014 году до 100% к 2020 году;

    - долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по специальным дисциплинам, собственного дела, способствующих «самозанятости» выпускника на современном рынке труда, от 65,0% в 2013 году до 80,0% к 2020 году;

  - удельный вес выпускников, освоивших программы учебного заведения, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 3 лет после окончания обучения, от 8,0% в 2013 году до 3,0% к 2020 году.

 В ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» проводится систематическая работа по созданию условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании (обучении).

 С целью развития системы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи в ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» создан Центр профориентации, подготовлены учебно-программные и методические материалы по планированию, организации и проведению профориентационной работы с различными категориями населения.

 Администрация ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» рассматривают создание благоприятных условий для социализации и самореализации, студентов как важнейшее условие:

1) включение в реализуемые учреждением профессиональные образовательные программы учебных дисциплин и спецкурсов по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства, а также профессиональных дисциплин (модулей), направленных на формирование и развитие обучающихся дополнительных, востребованных работодателями региона прикладных квалификаций;

2) создание и функционирования в учреждении «ДСХТ» службы содействия трудоустройству и поддержки занятости выпускников, которые активно взаимодействуют с территориальными органами и учреждениями областной государственной службы по труду и занятости населения;

3) развития практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий, формирования дополнительных знаний, умений и навыков посредством расширения молодежного конкурсного движения (проведение конкурсов профессионального мастерства и научно-технического творчества, олимпиад и т.д.) в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 гг.»

Для реализации поставленных задач в учебном заведении разработан План мероприятий «Дорожная карта» программы развития техникума. Часть программы, касающаяся, данного вопроса представлена в работе(приложение 1).

 В заключении хочется отметить, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогического обеспечения профессиональной ориентации молодежи.


Библиографический список:

  1. Акбердина А.Р.Мотивация получения образования, как фактор профессиональной социализации студентов вузов /Акбердина А.Р. – Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Казань. Тат. кн. изд. - во -2005. С. 75-77.

2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ Голомшток А.Е. М: Педагогика, 2009. – 160 с.

3. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: Уч. пос. 2-е изд. /Ковальчук А.С. Орел, 2012 – 172 с.

4. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования //Сост. Е.В. Кулагина Казань, 2013 – 350 с.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /Никандров Н.Д. – М., 2008 – 304 с.



Этизация образования. Проблемы и перспективы воспитания.

Маслова Наталья Владимировна

ОБОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»,

Курской области

Преподаватель экономических дисциплин




ЭТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАНИЯ


 В России в последнее время усилился интерес к этическому знанию и образованию.

 Совершенно очевидно, что вопрос о месте этики в системе современной гуманитарной культуры ставится сегодня довольно остро. Этим озабочены как профессиональные философы-этики, так и вообще все мыслящие и ответственные люди.

 Проблемы экологические, экономические, с которыми столкнулись граждане России, имеют исток в забвении этических абсолютов. Это взывает к тому, чтобы роль и место этики в общественной и культурной жизни значительно повысилась. Совершенно очевидно, что никакими директивными и моралистическими методами нельзя повысить роль этики.

 Остановимся на понятии воспитания как главного, с нашей точки зрения, этического компонента в образовании.

 Снижение статуса воспитания объясняется, как правило, тем, что оно противоречит нормам либерального мышления, которое стремится не воспитать человека, а сотворить личность, личность свободную, предприимчивую и ответственную. При этом делается акцент преимущественно на эвристическом компоненте развития личности в ущерб духовно-нравственному, что приводит к крайне негативному результату. Уровень нравов в обществе - наглядное свидетельство этого.

 Для того чтобы образование выполнило свою воспитательную функцию передачи фундаментальных нравственных ценностей, оно само должно быть этически насыщено.

 Этизация является социально организованным процессом интериоризации общечеловеческих ценностей. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цель своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства ее реализации, а также оценки и корректировки своих действий.

 Успехи учебно-воспитательного процесса определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это методика обучения и воспитания, возрастные особенности учащихся, уровень их развития и др. Нами были выделены следующие педагогические условия становления ценностных ориентаций студентов техникума:

   

   развитие рефлексии учащихся в ходе их ориентации на общечеловеческие ценности;

   использование личностно ориентированных технологий при организации деятельности учащихся;

   внедрение ценностных ориентаций в учебный процесс;

   учет диалектического единства когнитивного и чувственного, социального и индивидуального в личности;

   личность педагога-куратора, который берет на себя роль воспитателя, развивая помогающие и поддерживающие межличностные отношения в форме наставничества, поддерживая особые доверительные отношения с опорой на сильные стороны обучающегося и т.д.;

   гуманистическая направленность всего процесса обучения (между преподавателем и учащимся должны сложиться принципиально новые взаимоотношения на личностно-центрированной основе, способствующие развитию личности учащегося);

   разработка содержательного компонента процесса обучения, определение его процессуальных компонентов (форм, методов, средств, возможностей для свободного общения).

 

 Полноценная организация этизация образования как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования двух способов. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные субъективные побуждения, которые при систематической активизации постепенно переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей, основывается на естественном усилении тех побуждений, которое по-своему выступают в качестве исходного момента. Это предполагает стимулирование деятельности изменением внешних условий воспитания.

 Второй способ организации этизация в образовании с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявляемых ему в готовом виде побуждений, целей, идеалов, которые, по замыслу педагога, должны у него сформироваться и которые сам студент должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими, что облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, нередко связанного со множеством ошибок. Такой способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной среды через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

 Педагогическая деятельность, как и каждая деятельность, включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой. Прежде всего, специфична цель педагогической деятельности.

 Цели работы педагога определяются обществом, т.е. педагог не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности студента. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных и этических связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом. Цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях. Специфика цели педагогической деятельности состоит в том, что она должна стать и целью педагога, и целью студента. Управление деятельностью другого человека (через этизацию) сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника.



Литература

Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании / Р.Г. Апресян // hptt:// ethicscenter.ru/kaunas/apr1.html.

Аристотель. Соч. : в 4 т. /Аристотель. – М. : Мысль, 1984. – Т. 4 : Политика.

Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен / Е.П. Белозерцев. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004.

Варава В.В. Этика и русская философия / В.В. Варава, В.П. Фетисов // Вопросы философии. – 2007. - № 8.

Гадамер Х. - Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. – М. : Прогресс, 1988.

Гегель Г.В. Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель – М. : Мысль, 1990.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя : Избранные страницы / Ф.М. Достоевский. – М. : Современник, 1989.

Йонас Г. Принцип ответственности : Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас. – М. : Айриспресс, 2004.

Кант И. Критика практического разума //Соч. : в 6 т. / И. Кант. – М. : Мысль, 1965. – Т. 4, ч. 1.

Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Соч. в 6 т. / И. Кант. – М. : Мысль, 1965. – Т. 4, ч. 2.

Карлов Н.В. Преобразование образования / Н.В. Карлов // Вопросы философии. – 1998. - № 11.

Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Педагогическое наследие. – М. : Педагогика, 1998.

Корольков А.А. Русская культура : философия истоков / А.А. Корольков. – Бийск : Бия, 2007.

Михайлов Т.В. Воспитание / Т.В. Михайлов // Этика : Энциклопедический словарь. – М. : Гардарики, 2001.

Платон. Соч. : в 3 т. / Платон. – М. : Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 2 : Законы.

Сектора этики Института философии РАН : hptt: // ethicscenter.ru.

Информационные технологии в бизнес - планировании

Информационные технологии в бизнес - планировании


                                                                                                                               Маслова Наталья Владимировна

ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

г. Дмитриев


Аннотация


 Актуальность темы «Информационные технологии в бизнес -планировании» заключается в том что, увеличение количества видов товаров и услуг, которые предлагает рынок, усложнение технологии - все это требует более тщательной проработки инвестиционных проектов, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых, более эффективных методик подготовки бизнес-плана.

 В экономической литературе практически не раскрыты вопросы методики разработки инструментальных средств формирования бизнес-плана, тогда как именно эти вопросы в настоящее время наиболее актуальны с точки зрения повышения его качества.

Поэтому целью настоящей работы является разработка информационной модели инвестиционного проекта и поддерживающих ее инструментальных средств формирования бизнес-плана.

 В соответствии с избранной целью в исследовательской работе поставлены и решены следующие задачи: проанализирован опыт в сфере разработки бизнес-плана; проанализированы современные технологии представления данных, которые могут быть использованы при разработки бизнес-плана; разработана методика подготовки бизнес-плана, позволяющая учитывать бизнес-процессы проектируемого предприятия; рассмотрены возможности применения существующих инструментальных средств на различных стадиях процесса разработки бизнес-плана;

 Таким образом, предметом исследования являются методы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.


 Уже в начале 90-х годов, когда в России начались кардинальные преобразования экономической системы, переориентирующие ее на функционирование в условиях рынка, проблематика разработки бизнес-плана стала одной из самых популярных, как в предпринимательской, так и в научной среде. К тому времени, в странах с развитой рыночной экономикой разработка бизнес-плана была совершенно нормальной и общепринятой практикой при осуществлении каких - либо инвестиций, но в России прошло определенное время, прежде чем к бизнес-плану начали относиться с должной серьезностью.

 Актуальность темы работы заключается в том что, увеличение количества видов товаров и услуг, которые предлагает рынок, усложнение технологии - все это требует более тщательной проработки инвестиционных проектов, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых, более эффективных методик подготовки бизнес - плана.

 В экономической литературе практически не раскрыты вопросы методики разработки инструментальных средств формирования бизнес-плана, тогда как именно эти вопросы в настоящее время наиболее актуальны с точки зрения повышения его качества.

 Поэтому целью настоящей работы является разработка информационной модели инвестиционного проекта и поддерживающих ее инструментальных средств формирования бизнес - плана.

 В соответствии с избранной целью в исследовательской работе поставлены и решены следующие задачи: проанализирован опыт в сфере разработки бизнес - плана; проанализированы современные технологии представления данных, которые могут быть использованы при разработки бизнес - плана; разработана методика подготовки бизнес - плана, позволяющая учитывать бизнес-процессы проектируемого предприятия; рассмотрены возможности применения существующих инструментальных средств на различных стадиях процесса разработки бизнес - плана;

 Таким образом, предметом исследования являются методы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.

 В подготовки бизнес-планов и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов существенную помощь оказывают прикладные программы, предназначенные для автоматизации оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. В инвестиционной практике для экономической оценки инвестиционных проектов применяются как отечественные, так и западные программы (COMFAR, Project Expert,«Альт - Инвест»).

 Наиболее популярными программными продуктами являются Project Expert и программы на базе MS Excel, однако большинство предпринимателей предпочитают пользоваться простым Excel, т.к. с помощью него можно разработать любой проект и автоматизировать расчёты до необходимо уровня.

  Остановимся на разработке проекта бизнес - плана ООО «Романтик».

 Род деятельности: продажа комнатных растений, цветови сопутствующих им товаров (цветочных горшков, удобрений, семян и т.д.), сезонной продукции - рассады, саженцев, луковиц. Предприятие будет носить статус  Общества с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для нашей организации.

 На основе детально проработанных планов деятельности предприятия, установлено, что для успешного начала выпуска и реализации продукции, необходимо осуществить инвестиции в размере 290 000 руб.

 Полученные деньги будут использованы:

- на аренду, подготовку и содержание торговых площадей и складских помещений,

- на закупку оборудования, товара и не обходимых вспомогательных материалов,

-на заработную плату сотрудников предприятия,

-на прочие расходы путем образования оборотного капитала напериод первого годапроизводственной деятельности.

 Фирма продаёт товары в широком ассортименте. Продукция пользуется устойчивым спросом у населения вследствие невысоких цен и богатого выбора. Руководство фирмы в своей деятельности учитывает потребности и запросы покупателей, проводя дополнительные исследования.

 Основными потребителями продукции являются люди со средними доходами. Главным конкурентом является рынок “ Садовод”, расположенный на КЗТЗ, а также магазин “Экзотические растения”.

 Фирма будет заниматься продажей комнатных растений, букетов, сопутствующих им товаров (книг по уходу за растениями, буклетов по флористике, каталогов, цветочных горшков, удобрений, земли для разных видов растений и т.д.), а также реализацией продукции сезонного характера: рассады, семян, луковиц, саженцев и другого посадочного материала.

 Фирма будет стремиться к сотрудничеству с российскими производителями, такими, как “Белая дача”, ”Корпорация НК”, ”Альбина”, ”Афродита” и т.д.

Остановимся на рисках проекта:

Финансово - экономические риски: Социальные риски:

- неустойчивость спроса- трудности с набором

- появление альтернативного продукта квалифицированной силы

- снижение цен конкурентами - угроза забастовки

- увеличение объема продаж у конкурентов - недостаточный уровень

- рост налогов заработной платы

- неплатежеспособность потребителей - квалификация кадров

- рост цен на материалы и перевозки

 Перед нами стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для наших потребителей, и они не ушли бы от нас к нашим конкурентам. Поэтому, учитывая поставленную задачу, мы будем определять цену методом "средней издержки плюс прибыль", но не будем также забывать об уровне текущих цен.

 В таблице 1 представлен прогноз объёма продаж с учётом возможного расширения рынка (увеличение объёма продаж в среднем на 20 % после второго года работы за счёт открытия новых торговых точек).

Таблица 1

Прогноз объема продаж

1.Взятие кредита—1.10.2014 г.

2.Ремонт помещения – до 25.12.2014г.

3.Открытие магазина—24.02.2015г.

4. Возвращение кредита –1.10.2015г.

В таблица 2. Рассмотрим распределение прибыли.

Таблица 2

Распределение прибыли

В сумму налогов вошли следующие:

НДС—18% от валового дохода=252000руб.,

НСП—20% от нераспределенной прибыли=242000руб.,

налог на имущество, транспортный налог, а также отчисления в пенсионный фонд, в органы государственного страхования, обязательного медицинского страхования, в фонд занятости (всего 30% от дохода=378 000).

  В затратах учитывались следующие расходы:

 Заработная плата персонала и начисления на неё, амортизация основных средств, телефонные переговоры, отопление, канцтовары, реклама, изготовление дисконтных карт, себестоимость товара, стоимость упаковочных материалов, электроэнергии и содержание временных торговых точек.

 Остановимся на расчетах коэффициентов финансовой оценки.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/ Выручка от продаж *100

1260 000/3600 000 * 100 = 35,0%

 Таким образом, фирма способна выплатить сумму кредита + проценты по нему уже по результатам работы за 1-й год, оставшуюся сумму предприятие планирует вложить в расширение бизнеса.

 Таким образом, подводя итоги, проделанной исследовательской работы можно сделать вывод, что в настоящей работе были проанализирован целый ряд аспектов, связанных с ее темой. Во-первых, это методики разработки бизнес - плана, которые разработаны на сегодняшний день, а также сами сущности, как самого бизнес-плана, так и процесса его разработки. Во-вторых, это возможности, предоставляемые на сегодняшний день информационными технологиями, которые были использованы при разработке программы анализа бизнес-процессов, а также рассматривались при выработке рекомендаций для последующего развития разработанной модели инвестиционного проекта. В-третьих, это анализ существующих программных средств разработки бизнес- плана, который позволит выделить возможности, которые несут в себе существующие технологии, но еще не реализованы этими средствами.

 В рамках разработки инвестиционной модели проекта разработан подход к разработке бизнес-плана с позиций анализа бизнес-процессов.

Литература

1. Автоматизированные информационные технологии. Под ред. И.Т. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2010. – 416 с.

2. Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2013. 224 с.

3. Кандалинцев В. Четыре цели составления бизнес-плана. Финансовый директор, №4, 2010 г.

4. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник./ Под ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: Финансы и статистика, 2011 г.

5. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2012. 160 с.

             6. Федин М. Технология старта: план построения бизнеса. Ведомости, 12 февраля 2012.

7. Чураков Е.П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике. М.: Финансы и статистика, 2011. – 240 с.



Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин

 Развитие общества на новом этапе ставит новые требования к подготовке специалистов. Выпускник должен не только внедрять теоретические знания, но иметь практические навыки профессиональной деятельности, способствовать активно и творчески трудиться в данных экономических условиях. Внедрение новых форм и методов обучения на основе инновационных технологий способствует решению данной проблемы: формирует широкий кругозор обучающихся, творческую личность специалиста, повышается качество профессионального обучения.[2]

 Качество теоретического и профессионального обучения, интеллектуальная активность обучающихся повышается при внедрении новых форм и методов обучения, разнообразие форм проведения уроков, использование ИКТ.  Применение ИКТ в учебной деятельности позволяет в современных условиях готовить специалистов высокого уровня квалификации, легко адаптирующихся на рынке труда, мобильных, способных к самореализации своих возможностей и к активной профессиональной деятельности.[3]

 Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, выдвинули новые требования к содержанию общего среднего образования, качеству знаний обучающих, управлению в сфере образования в целом, которые отражены в Законе Российской федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации. Концепции социально-экономического развития Российской Федерации.

 Важным звеном в реформировании образования является повышение его качества во всех типах образовательных учреждений. Образовательные учреждения заинтересованы в обеспечении качества образования и, в частности, качества учебно-воспитательного процесса.

 От уровня профессиональной подготовки педагога профессионального обучения во многом зависят качество производственного, практического обучения, уровень профессионального развития молодых специалистов.

 Компетентность специалиста определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, т.е. профессиональными компетенциями, с одной стороны, профессиональными позициями, личностными качествами – с другой, и самореализацией в профессиональной деятельности с третьей.[6]

 Информация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

 Использование ИКТ в образовании повышает мотивацию обучения, способствует активизации познавательной деятельности, обеспечивает свободный доступ к необходимой информации, формирует способность обучающихся самостоятельно приобретать знания. Внедрение ИКТ позволяет преподавателям совершенствовать методику проведения уроков с целью повышения качества обучения. Своевременное освоение нового программного обеспечения и внедрение его в учебный процесс позволяет выпускать студентов, способных работать в современных условиях.[1]

 Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности студентов, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а руководителем, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы студентов. Развитие информационной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих студентов.

 В соответствии с поставленной целью своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности обучающихся через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;

- развитие умений рассуждать и мыслить;

- развитие творческих способностей обучающихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- развитие умений работы с текстами (учебниками);

- развитие навыков работы со схемами и таблицами.

 Творческие способности студентов развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения – стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строю в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали?..». Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы. Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю студентам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности обучающихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Работаю над внедрением в учебный процесс метода проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности обучающегося. Овладевая методом проектов, они учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

 Студенты готовят доклады, рефераты, изготавливают мультимедийные пособия – презентации. В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности обучающихся, но и развивает творческие способности личности студентов.

 В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности на уроках экономических дисциплин. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно, пополнять знания. Традиционные формы формируют у студентов потребительский характер деятельности. Они перегружены однотипной работой, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности обучающихся. На мой взгляд, решить проблему может использование ИКТ на уроках.

 В практике многих преподавателей преобладают традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологийосознается мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Анализ методики показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению экономических дисциплин и применении полученных знаний. У отстающих студентов отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос, решать задачи. Отсюда неспособность понять материал, который становится не интересным. Решить проблему, найдя выход из затруднительного положения – вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Данную проблему можно решить с освоением новых информационно - коммуникационных технологий. Чтобы у студентов было желание изучать дисциплину нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективным формы организации деятельности обучающегося, если преподаватель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть все, что делает обучающегося успешным вне зависимости от того, сильный он или слабый. [5]

 Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе показал, что при использовании их в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

• происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

• обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся;

• проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию.

Из опыта работы знаю,что для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1. Урок должен проводить преподаватель, владеющий компьютером.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебной дисциплины и методикой его преподавания.

3. Обучающиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

 Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры преподавателю необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность студентов в выборе информации, её обработки, должна контролироваться преподавателем. [4]

 Таким образом, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении студентов техникума и использование их на уроках экономических дисциплин.

Библиография:

1. Дроздова Г.В. Современные технологии в образовании. СПО № 9, 2012

  1. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональное образование № 11, 2012
  2. Лызь Н.А. Подготовка специалиста новой формации: методические основы поиска путей и средств. Образовательная политика. № 3, 2011

4.http://prepod2012.kulichki.net/html/conferen.html

5. http://festival.lSeptember.ru/articles/529580

6. http://sgpu2012.narod.ru/infotek/infotek2.htm

7. http://tvv48.parod.ru/it/contents.htm

Опыт реализации компетентностного подхода преподавателей в учебном процессе

Опыт реализации компетентностного подхода преподавателей

в учебном процессе

Маслова Н.В., преподаватель ОБОУ СПО

«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Курской области


 При реализации образовательного процесса в учебном заведении СПО формирование профессиональной компетентности преподавателя не должно осуществляться хаотически.

 Профессионализм обнаруживается, главным образом, в том, что преподаватель знает, как учить и воспитывать, как переводить студента из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи. Для этого необходимы знание предмета (дисциплины), методики преподавания, современных педагогических технологий, а также психологические знания, знание путей и способов решения возможных педагогических ситуаций. [1]

 Профессионализм педагога – показатель его личностно-деятельной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости, профессионального долга.

 Профессиональная компетентность преподавателя – это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого.

 При компетентностном подходе к подготовке специалистов кроме профессиональной компетентности принято выделять ключевые (базовые) компетентности и личности качества специалиста. [6]

 Личностное отношение преподавателя к своей профессиональной деятельности, освоение им указанных деятельностных сфер формирует его ключевые компетенции. (рисунок 1) [4]

○ - преподаватель

1 - профессиональные компетенции

2 - сквозные компетенции

3 - ключевые компетенции

1+2+3= интегральная конкретная компетентность преподавателя


Рис. 1. Модель профессиональной компетентности преподавателя ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Курской области

 Формирование профессиональной компетенции педагогов в техникуме осуществляется поэтапно:

1 этап – этап профессионального становления, приобретения необходимого минимума знаний и умений, без которых педагогическая деятельность просто невозможна.

2 этап – этап совершенствования, стихийное приобретение комплекса умений в процессе профессионального становления, когда преподаватель опирается на известный опыт коллег, частных методик педагогов-новаторов.

3 этап– этап планомерной реализации, когда преподавателя не устраивает «чужой опыт», он стремится проектировать и создавать свою систему работы, критически ее осмысливает, используя при этом достижения науки и практики. [ 2]

 Управляет процессом проектирования профессиональной компетенции заместитель директора по учебной работе, методическая служба техникума и председатели цикловых комиссий.

 На этапе профессионального становления преподавателя посильную помощь оказывает педагогическая учеба, наставничество в цикловых комиссиях, индивидуальные методические консультации и собеседования.

 Педагогическая учеба создана для оказания методической помощи преподавателям, которые получили высшее техническое или экономическое образование и не имеют педагогических знаний и опыта. На занятиях изучаются особенности работы с учебной документацией, планами, спецификапедагогической деятельности (требования, нормы, подходы, критерии). Каждая цикловая комиссия ориентирована на оказание методической помощи начинающему преподавателю через наставничество, вовлечение в подготовку и проведение методических мероприятий, взаимное посещение занятий. [5]

 Период профессионального становления преподавателя, приобретения им необходимого минимума знаний и умений, как правило, длится 1-2 года и обеспечивает в основном общий уровень компетенции педагога.

 Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и профессиональной компетентности – главная методическая задача техникума, для решения которой созданы все условия:

1) составляется план методической работы, позволяющий расширить область знаний по педагогике, психологии и воспитанию;

2) работает методическая служба техникума;

3) используются разнообразные формы методической работы;

4) оперативно осуществляется внутри - техникумовский контроль над методической работой;

5) совершенствуется информационное и материальное обеспечение методического кабинета;

6) координируется учебно-воспитательный процесс для достижения методических целей и решения поставленных задач.

 Повышение профессиональной компетенции преподавателей в нашем учебном заведении обеспечивается системой форм методической работы:

• фронтальные формы работы – педагогический совет, конференции в рамках педагогической учебы:

- использование метода индивидуальных учебно-исследовательских проектов в преподавании спецдисциплин;

-использование мультимедийных средств в обучении;

- использование информационно-коммуникативных технологий в научно-исследовательской работе студентов, как способ самореализации личности;

-социальное партнерство – важный фактор развития учебного заведения.

• групповые формы работы – учебно-методический совет, педагогическая учеба, цикловые комиссии, практикумы, открытые занятия и внеаудиторные мероприятия, групповые консультации;

• индивидуальные формы работы - индивидуальные консультации, изучение опыта работы:

- обобщение опыта работы заведующих кабинетом;

- обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

- работа с трудными подростками;

- самый классный, классный.

 Педагогическая работа направлена на изучение современных технологий, методов обучения и воспитания. Тематика заседаний педагогического и методического советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив техникума и, безусловно, влияет на повышение профессионального уровня преподавателей.

 Система открытых занятий и мероприятий позволяет педагогам представить широкий спектр возможностей в использовании новых форм и методов обучения.

 С целью изучения и распространения передового педагогического опыта педагогические работники техникума участвуют в мероприятиях областных, региональных, отраслевых методических структур.

 Важным направлением методической работы является совершенствование педагогического мастерства кадров через курсовую систему повышения квалификации.

Таким образом, содержание деятельности методической службы техникума формирует частный уровень компетенции педагога.

 Результатом деятельности является выход на областной, региональный и республиканский уровень:

• участие в конференциях:

I. г. Москва ООО «Современная образовательная концепция»:

«Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди студенческой молодежи»:

II. Острогожский Н.М.Ц. Воронежской области

«Проблема модернизации и пути развития реализации образовательных программ заочного профессионального образования в системе открытого СПО»:

-роль социального партнерства в подготовке специалистов на заочном отделении;

- технология реализация модели компетентностно - ориентированного образования в условиях перехода к ФГОС СПО нового поколения.

 Участие в заочной конференции «Организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях» – г. Москва.

III. Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж:

- влияние практико-ориентированного обучения на качество подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития экономики;

- реализация модели социально ориентированной личности студента в инновационном образовательном учреждении.

IV. г. Курск В рамках IX Всероссийских научно-образовательных знаменских чтений:

- практикум по бухгалтерскому учету как условие формирования профессиональной компетенции будущего специалиста;

-проблемы патриотического воспитания молодежи.

• защита педагогического опыта;

• создание учебно-методических комплексов нового поколения;

• участие в конкурсах педагогических технологий, педагогических инноваций и т.д.

 Такая работа осуществляется преподавателями в течение нескольких лет, в результате чего и формируется конкретный уровень компетентности.

 Реформа образования, количественные и качественные изменения в государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, в учебных планах требуют от преподавателя энергичных усилий по преодолению сложившихся стереотипов, формированию индивидуальных подходов к профессиональной деятельности, готовности решать любую профессиональную ситуацию. Этому, безусловно, помогает сложившаяся в учебном заведении система методов и форм повышения квалификации, которая призвана создавать условия самоактулизации преподавателей техникума, совершенствовать приемы самообразования и на основе имеющего профессионального опыта.

 Литература:

1. Ефремова Н.В. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография [ТЕКСТ] / Н.Ф. Ефремова – Ростов – на – Дону, Аркол, 2010.

2. Ринчинов Н.Ц., Дондокова Г.Г., Ларионова А.О. Интеграция учебного процесса училища и производственной деятельности в рамках компетентностного подхода: науч. – метод. пособие. Улан – Удэ: Феникс, 2011.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. И.В. Бордовской – М: Кнорус, 2011.

4. Интернет ресурсы:

• bibliofond.ru/view.aspx?id=564911