Информационные технологии в бизнес - планировании
Маслова Наталья Владимировна
ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
г. Дмитриев
Аннотация
Актуальность темы «Информационные технологии в бизнес -планировании» заключается в том что, увеличение количества видов товаров и услуг, которые предлагает рынок, усложнение технологии - все это требует более тщательной проработки инвестиционных проектов, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых, более эффективных методик подготовки бизнес-плана.
В экономической литературе практически не раскрыты вопросы методики разработки инструментальных средств формирования бизнес-плана, тогда как именно эти вопросы в настоящее время наиболее актуальны с точки зрения повышения его качества.
Поэтому целью настоящей работы является разработка информационной модели инвестиционного проекта и поддерживающих ее инструментальных средств формирования бизнес-плана.
В соответствии с избранной целью в исследовательской работе поставлены и решены следующие задачи: проанализирован опыт в сфере разработки бизнес-плана; проанализированы современные технологии представления данных, которые могут быть использованы при разработки бизнес-плана; разработана методика подготовки бизнес-плана, позволяющая учитывать бизнес-процессы проектируемого предприятия; рассмотрены возможности применения существующих инструментальных средств на различных стадиях процесса разработки бизнес-плана;
Таким образом, предметом исследования являются методы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.
Уже в начале 90-х годов, когда в России начались кардинальные преобразования экономической системы, переориентирующие ее на функционирование в условиях рынка, проблематика разработки бизнес-плана стала одной из самых популярных, как в предпринимательской, так и в научной среде. К тому времени, в странах с развитой рыночной экономикой разработка бизнес-плана была совершенно нормальной и общепринятой практикой при осуществлении каких - либо инвестиций, но в России прошло определенное время, прежде чем к бизнес-плану начали относиться с должной серьезностью.
Актуальность темы работы заключается в том что, увеличение количества видов товаров и услуг, которые предлагает рынок, усложнение технологии - все это требует более тщательной проработки инвестиционных проектов, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых, более эффективных методик подготовки бизнес - плана.
В экономической литературе практически не раскрыты вопросы методики разработки инструментальных средств формирования бизнес-плана, тогда как именно эти вопросы в настоящее время наиболее актуальны с точки зрения повышения его качества.
Поэтому целью настоящей работы является разработка информационной модели инвестиционного проекта и поддерживающих ее инструментальных средств формирования бизнес - плана.
В соответствии с избранной целью в исследовательской работе поставлены и решены следующие задачи: проанализирован опыт в сфере разработки бизнес - плана; проанализированы современные технологии представления данных, которые могут быть использованы при разработки бизнес - плана; разработана методика подготовки бизнес - плана, позволяющая учитывать бизнес-процессы проектируемого предприятия; рассмотрены возможности применения существующих инструментальных средств на различных стадиях процесса разработки бизнес - плана;
Таким образом, предметом исследования являются методы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.
В подготовки бизнес-планов и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов существенную помощь оказывают прикладные программы, предназначенные для автоматизации оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. В инвестиционной практике для экономической оценки инвестиционных проектов применяются как отечественные, так и западные программы (COMFAR, Project Expert,«Альт - Инвест»).
Наиболее популярными программными продуктами являются Project Expert и программы на базе MS Excel, однако большинство предпринимателей предпочитают пользоваться простым Excel, т.к. с помощью него можно разработать любой проект и автоматизировать расчёты до необходимо уровня.
Остановимся на разработке проекта бизнес - плана ООО «Романтик».
Род деятельности: продажа комнатных растений, цветови сопутствующих им товаров (цветочных горшков, удобрений, семян и т.д.), сезонной продукции - рассады, саженцев, луковиц. Предприятие будет носить статус Общества с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для нашей организации.
На основе детально проработанных планов деятельности предприятия, установлено, что для успешного начала выпуска и реализации продукции, необходимо осуществить инвестиции в размере 290 000 руб.
Полученные деньги будут использованы:
- на аренду, подготовку и содержание торговых площадей и складских помещений,
- на закупку оборудования, товара и не обходимых вспомогательных материалов,
-на заработную плату сотрудников предприятия,
-на прочие расходы путем образования оборотного капитала напериод первого годапроизводственной деятельности.
Фирма продаёт товары в широком ассортименте. Продукция пользуется устойчивым спросом у населения вследствие невысоких цен и богатого выбора. Руководство фирмы в своей деятельности учитывает потребности и запросы покупателей, проводя дополнительные исследования.
Основными потребителями продукции являются люди со средними доходами. Главным конкурентом является рынок “ Садовод”, расположенный на КЗТЗ, а также магазин “Экзотические растения”.
Фирма будет заниматься продажей комнатных растений, букетов, сопутствующих им товаров (книг по уходу за растениями, буклетов по флористике, каталогов, цветочных горшков, удобрений, земли для разных видов растений и т.д.), а также реализацией продукции сезонного характера: рассады, семян, луковиц, саженцев и другого посадочного материала.
Фирма будет стремиться к сотрудничеству с российскими производителями, такими, как “Белая дача”, ”Корпорация НК”, ”Альбина”, ”Афродита” и т.д.
Остановимся на рисках проекта:
Финансово - экономические риски: Социальные риски:
- неустойчивость спроса- трудности с набором
- появление альтернативного продукта квалифицированной силы
- снижение цен конкурентами - угроза забастовки
- увеличение объема продаж у конкурентов - недостаточный уровень
- рост налогов заработной платы
- неплатежеспособность потребителей - квалификация кадров
- рост цен на материалы и перевозки
Перед нами стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для наших потребителей, и они не ушли бы от нас к нашим конкурентам. Поэтому, учитывая поставленную задачу, мы будем определять цену методом "средней издержки плюс прибыль", но не будем также забывать об уровне текущих цен.
В таблице 1 представлен прогноз объёма продаж с учётом возможного расширения рынка (увеличение объёма продаж в среднем на 20 % после второго года работы за счёт открытия новых торговых точек).
Таблица 1
Прогноз объема продаж
1.Взятие кредита—1.10.2014 г.
2.Ремонт помещения – до 25.12.2014г.
3.Открытие магазина—24.02.2015г.
4. Возвращение кредита –1.10.2015г.
В таблица 2. Рассмотрим распределение прибыли.
Таблица 2
Распределение прибыли
В сумму налогов вошли следующие:
НДС—18% от валового дохода=252000руб.,
НСП—20% от нераспределенной прибыли=242000руб.,
налог на имущество, транспортный налог, а также отчисления в пенсионный фонд, в органы государственного страхования, обязательного медицинского страхования, в фонд занятости (всего 30% от дохода=378 000).
В затратах учитывались следующие расходы:
Заработная плата персонала и начисления на неё, амортизация основных средств, телефонные переговоры, отопление, канцтовары, реклама, изготовление дисконтных карт, себестоимость товара, стоимость упаковочных материалов, электроэнергии и содержание временных торговых точек.
Остановимся на расчетах коэффициентов финансовой оценки.
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/ Выручка от продаж *100
1260 000/3600 000 * 100 = 35,0%
Таким образом, фирма способна выплатить сумму кредита + проценты по нему уже по результатам работы за 1-й год, оставшуюся сумму предприятие планирует вложить в расширение бизнеса.
Таким образом, подводя итоги, проделанной исследовательской работы можно сделать вывод, что в настоящей работе были проанализирован целый ряд аспектов, связанных с ее темой. Во-первых, это методики разработки бизнес - плана, которые разработаны на сегодняшний день, а также сами сущности, как самого бизнес-плана, так и процесса его разработки. Во-вторых, это возможности, предоставляемые на сегодняшний день информационными технологиями, которые были использованы при разработке программы анализа бизнес-процессов, а также рассматривались при выработке рекомендаций для последующего развития разработанной модели инвестиционного проекта. В-третьих, это анализ существующих программных средств разработки бизнес- плана, который позволит выделить возможности, которые несут в себе существующие технологии, но еще не реализованы этими средствами.
В рамках разработки инвестиционной модели проекта разработан подход к разработке бизнес-плана с позиций анализа бизнес-процессов.
Литература
1. Автоматизированные информационные технологии. Под ред. И.Т. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2010. – 416 с.
2. Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2013. 224 с.
3. Кандалинцев В. Четыре цели составления бизнес-плана. Финансовый директор, №4, 2010 г.
4. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник./ Под ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: Финансы и статистика, 2011 г.
5. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2012. 160 с.
6. Федин М. Технология старта: план построения бизнеса. Ведомости, 12 февраля 2012.
7. Чураков Е.П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике. М.: Финансы и статистика, 2011. – 240 с.