Персональный сайт Масловой Натальи Владимировны

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин

 Развитие общества на новом этапе ставит новые требования к подготовке специалистов. Выпускник должен не только внедрять теоретические знания, но иметь практические навыки профессиональной деятельности, способствовать активно и творчески трудиться в данных экономических условиях. Внедрение новых форм и методов обучения на основе инновационных технологий способствует решению данной проблемы: формирует широкий кругозор обучающихся, творческую личность специалиста, повышается качество профессионального обучения.[2]

 Качество теоретического и профессионального обучения, интеллектуальная активность обучающихся повышается при внедрении новых форм и методов обучения, разнообразие форм проведения уроков, использование ИКТ.  Применение ИКТ в учебной деятельности позволяет в современных условиях готовить специалистов высокого уровня квалификации, легко адаптирующихся на рынке труда, мобильных, способных к самореализации своих возможностей и к активной профессиональной деятельности.[3]

 Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, выдвинули новые требования к содержанию общего среднего образования, качеству знаний обучающих, управлению в сфере образования в целом, которые отражены в Законе Российской федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации. Концепции социально-экономического развития Российской Федерации.

 Важным звеном в реформировании образования является повышение его качества во всех типах образовательных учреждений. Образовательные учреждения заинтересованы в обеспечении качества образования и, в частности, качества учебно-воспитательного процесса.

 От уровня профессиональной подготовки педагога профессионального обучения во многом зависят качество производственного, практического обучения, уровень профессионального развития молодых специалистов.

 Компетентность специалиста определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, т.е. профессиональными компетенциями, с одной стороны, профессиональными позициями, личностными качествами – с другой, и самореализацией в профессиональной деятельности с третьей.[6]

 Информация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

 Использование ИКТ в образовании повышает мотивацию обучения, способствует активизации познавательной деятельности, обеспечивает свободный доступ к необходимой информации, формирует способность обучающихся самостоятельно приобретать знания. Внедрение ИКТ позволяет преподавателям совершенствовать методику проведения уроков с целью повышения качества обучения. Своевременное освоение нового программного обеспечения и внедрение его в учебный процесс позволяет выпускать студентов, способных работать в современных условиях.[1]

 Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности студентов, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а руководителем, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы студентов. Развитие информационной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих студентов.

 В соответствии с поставленной целью своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности обучающихся через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;

- развитие умений рассуждать и мыслить;

- развитие творческих способностей обучающихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- развитие умений работы с текстами (учебниками);

- развитие навыков работы со схемами и таблицами.

 Творческие способности студентов развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения – стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строю в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали?..». Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы. Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю студентам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности обучающихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Работаю над внедрением в учебный процесс метода проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности обучающегося. Овладевая методом проектов, они учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

 Студенты готовят доклады, рефераты, изготавливают мультимедийные пособия – презентации. В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности обучающихся, но и развивает творческие способности личности студентов.

 В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности на уроках экономических дисциплин. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно, пополнять знания. Традиционные формы формируют у студентов потребительский характер деятельности. Они перегружены однотипной работой, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности обучающихся. На мой взгляд, решить проблему может использование ИКТ на уроках.

 В практике многих преподавателей преобладают традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологийосознается мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Анализ методики показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению экономических дисциплин и применении полученных знаний. У отстающих студентов отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос, решать задачи. Отсюда неспособность понять материал, который становится не интересным. Решить проблему, найдя выход из затруднительного положения – вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Данную проблему можно решить с освоением новых информационно - коммуникационных технологий. Чтобы у студентов было желание изучать дисциплину нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективным формы организации деятельности обучающегося, если преподаватель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть все, что делает обучающегося успешным вне зависимости от того, сильный он или слабый. [5]

 Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе показал, что при использовании их в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

• происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

• обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся;

• проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию.

Из опыта работы знаю,что для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1. Урок должен проводить преподаватель, владеющий компьютером.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебной дисциплины и методикой его преподавания.

3. Обучающиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

 Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры преподавателю необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность студентов в выборе информации, её обработки, должна контролироваться преподавателем. [4]

 Таким образом, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении студентов техникума и использование их на уроках экономических дисциплин.

Библиография:

1. Дроздова Г.В. Современные технологии в образовании. СПО № 9, 2012

  1. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональное образование № 11, 2012
  2. Лызь Н.А. Подготовка специалиста новой формации: методические основы поиска путей и средств. Образовательная политика. № 3, 2011

4.http://prepod2012.kulichki.net/html/conferen.html

5. http://festival.lSeptember.ru/articles/529580

6. http://sgpu2012.narod.ru/infotek/infotek2.htm

7. http://tvv48.parod.ru/it/contents.htm