Опыт реализации компетентностного подхода преподавателей
в учебном процессе
Маслова Н.В., преподаватель ОБОУ СПО
«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
Курской области
При реализации образовательного процесса в учебном заведении СПО формирование профессиональной компетентности преподавателя не должно осуществляться хаотически.
Профессионализм обнаруживается, главным образом, в том, что преподаватель знает, как учить и воспитывать, как переводить студента из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи. Для этого необходимы знание предмета (дисциплины), методики преподавания, современных педагогических технологий, а также психологические знания, знание путей и способов решения возможных педагогических ситуаций. [1]
Профессионализм педагога – показатель его личностно-деятельной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости, профессионального долга.
Профессиональная компетентность преподавателя – это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого.
При компетентностном подходе к подготовке специалистов кроме профессиональной компетентности принято выделять ключевые (базовые) компетентности и личности качества специалиста. [6]
Личностное отношение преподавателя к своей профессиональной деятельности, освоение им указанных деятельностных сфер формирует его ключевые компетенции. (рисунок 1) [4]
○ - преподаватель
1 - профессиональные компетенции
2 - сквозные компетенции
3 - ключевые компетенции
1+2+3= интегральная конкретная компетентность преподавателя
Рис. 1. Модель профессиональной компетентности преподавателя ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
Курской области
Формирование профессиональной компетенции педагогов в техникуме осуществляется поэтапно:
1 этап – этап профессионального становления, приобретения необходимого минимума знаний и умений, без которых педагогическая деятельность просто невозможна.
2 этап – этап совершенствования, стихийное приобретение комплекса умений в процессе профессионального становления, когда преподаватель опирается на известный опыт коллег, частных методик педагогов-новаторов.
3 этап– этап планомерной реализации, когда преподавателя не устраивает «чужой опыт», он стремится проектировать и создавать свою систему работы, критически ее осмысливает, используя при этом достижения науки и практики. [ 2]
Управляет процессом проектирования профессиональной компетенции заместитель директора по учебной работе, методическая служба техникума и председатели цикловых комиссий.
На этапе профессионального становления преподавателя посильную помощь оказывает педагогическая учеба, наставничество в цикловых комиссиях, индивидуальные методические консультации и собеседования.
Педагогическая учеба создана для оказания методической помощи преподавателям, которые получили высшее техническое или экономическое образование и не имеют педагогических знаний и опыта. На занятиях изучаются особенности работы с учебной документацией, планами, спецификапедагогической деятельности (требования, нормы, подходы, критерии). Каждая цикловая комиссия ориентирована на оказание методической помощи начинающему преподавателю через наставничество, вовлечение в подготовку и проведение методических мероприятий, взаимное посещение занятий. [5]
Период профессионального становления преподавателя, приобретения им необходимого минимума знаний и умений, как правило, длится 1-2 года и обеспечивает в основном общий уровень компетенции педагога.
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и профессиональной компетентности – главная методическая задача техникума, для решения которой созданы все условия:
1) составляется план методической работы, позволяющий расширить область знаний по педагогике, психологии и воспитанию;
2) работает методическая служба техникума;
3) используются разнообразные формы методической работы;
4) оперативно осуществляется внутри - техникумовский контроль над методической работой;
5) совершенствуется информационное и материальное обеспечение методического кабинета;
6) координируется учебно-воспитательный процесс для достижения методических целей и решения поставленных задач.
Повышение профессиональной компетенции преподавателей в нашем учебном заведении обеспечивается системой форм методической работы:
• фронтальные формы работы – педагогический совет, конференции в рамках педагогической учебы:
- использование метода индивидуальных учебно-исследовательских проектов в преподавании спецдисциплин;
-использование мультимедийных средств в обучении;
- использование информационно-коммуникативных технологий в научно-исследовательской работе студентов, как способ самореализации личности;
-социальное партнерство – важный фактор развития учебного заведения.
• групповые формы работы – учебно-методический совет, педагогическая учеба, цикловые комиссии, практикумы, открытые занятия и внеаудиторные мероприятия, групповые консультации;
• индивидуальные формы работы - индивидуальные консультации, изучение опыта работы:
- обобщение опыта работы заведующих кабинетом;
- обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
- работа с трудными подростками;
- самый классный, классный.
Педагогическая работа направлена на изучение современных технологий, методов обучения и воспитания. Тематика заседаний педагогического и методического советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив техникума и, безусловно, влияет на повышение профессионального уровня преподавателей.
Система открытых занятий и мероприятий позволяет педагогам представить широкий спектр возможностей в использовании новых форм и методов обучения.
С целью изучения и распространения передового педагогического опыта педагогические работники техникума участвуют в мероприятиях областных, региональных, отраслевых методических структур.
Важным направлением методической работы является совершенствование педагогического мастерства кадров через курсовую систему повышения квалификации.
Таким образом, содержание деятельности методической службы техникума формирует частный уровень компетенции педагога.
Результатом деятельности является выход на областной, региональный и республиканский уровень:
• участие в конференциях:
I. г. Москва ООО «Современная образовательная концепция»:
«Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди студенческой молодежи»:
II. Острогожский Н.М.Ц. Воронежской области
«Проблема модернизации и пути развития реализации образовательных программ заочного профессионального образования в системе открытого СПО»:
-роль социального партнерства в подготовке специалистов на заочном отделении;
- технология реализация модели компетентностно - ориентированного образования в условиях перехода к ФГОС СПО нового поколения.
Участие в заочной конференции «Организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях» – г. Москва.
III. Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж:
- влияние практико-ориентированного обучения на качество подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития экономики;
- реализация модели социально ориентированной личности студента в инновационном образовательном учреждении.
IV. г. Курск В рамках IX Всероссийских научно-образовательных знаменских чтений:
- практикум по бухгалтерскому учету как условие формирования профессиональной компетенции будущего специалиста;
-проблемы патриотического воспитания молодежи.
• защита педагогического опыта;
• создание учебно-методических комплексов нового поколения;
• участие в конкурсах педагогических технологий, педагогических инноваций и т.д.
Такая работа осуществляется преподавателями в течение нескольких лет, в результате чего и формируется конкретный уровень компетентности.
Реформа образования, количественные и качественные изменения в государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, в учебных планах требуют от преподавателя энергичных усилий по преодолению сложившихся стереотипов, формированию индивидуальных подходов к профессиональной деятельности, готовности решать любую профессиональную ситуацию. Этому, безусловно, помогает сложившаяся в учебном заведении система методов и форм повышения квалификации, которая призвана создавать условия самоактулизации преподавателей техникума, совершенствовать приемы самообразования и на основе имеющего профессионального опыта.
Литература:
1. Ефремова Н.В. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография [ТЕКСТ] / Н.Ф. Ефремова – Ростов – на – Дону, Аркол, 2010.
2. Ринчинов Н.Ц., Дондокова Г.Г., Ларионова А.О. Интеграция учебного процесса училища и производственной деятельности в рамках компетентностного подхода: науч. – метод. пособие. Улан – Удэ: Феникс, 2011.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. И.В. Бордовской – М: Кнорус, 2011.
4. Интернет ресурсы:
- www.gumer.info/bibliotekBuks/Pedagog/slast/03.php
- www.sibacc.ru.../Formirovanie-professional-noy-kompetentnosti-...
• bibliofond.ru/view.aspx?id=564911