Персональный сайт Масловой Натальи Владимировны

Традиции ОБПОУ «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Традиции ОБПОУ « Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

в формировании профессиональной индивидуальности будущих специалистов

                                       

   Маслова Н.В.преподаватель

                                                              ОБПОУ «ДСХТ» ,отличник СПО

                                                               (г. Дмитриев-Льговский)

 

По мере роста могущества цивилизации возрастает роль системы образования, которая во все времена являлась « становым хребтом» любой цивилизации [1, с. 15]. Системообразующим механизмом в этой системе является

образование как форма развития личности, деятельности и сознания человека-субъекта социальной жизни.

У человека нет врождённых форм поведения в среде. Его развитие происходит путём присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности [2,с.3 ].

Какой же механизм передаёт человеку исторически выработанные формы и способы деятельности? Прежде всего культура.

Наши предки стали славным русским народом и создали великую русскую культуру, которую наследуют теперь все россияне.

Хорошо быть наследниками. Родители всегда стараются сохранить самое ценное, самое важное для жизни и передать это своим детям. Это семейное наследование. Но есть еще наследование, при котором весь народ получает наследство, и каждый может им пользоваться. Культура – это самая большая наследуемая нами драгоценность, к которой относятся духовные, семейные и бытовые традиции, язык, трудовые навыки, художественные произведения и т.п. Культуру нельзя поделить, она принадлежит всем людям, способным ее воспринять. Но доля наследования у всех разная. Она зависит не от финансовых возможностей: даже покупая или нечестно присваивая предметы искусства и целые здания, человек приобретает лишь ничтожно малую часть её и только материализованную. Духовную часть культуры купить нельзя, она остаётся духовным достоянием. Каждый может пользоваться им настолько, насколько хочет и может.

В культуре существует специальный механизм для перевода её ценностных ориентаций в план индивидуальной психики человека. Это механизм- традиции.

Под традицией понимается исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки общежития и деятельности, правила и нормы поведения, идеалы, а также предания, сказания, мифы.[5. с.18]

От традиции следует отличать народное или общественное наследие, которое включает всё, что передаётся по наследству, и куда входит всё и ценное, т.е. собственно традиция, и вредное, т.е. антитрадиция.

Традиция всегда осмысленна, так как всегда в самой себе несет свой смысл независимо от понимания её следующим человеком. Более того, она сама придаёт свой смысл тому, что человек  делает. С самого начала следует подчеркнуть, что традиция всегда нечто многозначное, не формальное, то, что не может быть ни однозначно зафиксировано в каком-либо виде или форме, ни передано или воспринято формально.

Останавливаясь на традициях нельзя забывать об индивидуальности.  Известно, что индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности. Поэтому одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм.

Профессионализм человека проявляется в способности человека выполнять эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях, преодолевая объективные и субъективные трудности. [4,c.38]Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении.

Профессионализм-это свойство человека, долго учившегося ( в различных формах), а потом работавшего в своей сфере труда и ставшего Мастером своего дела, профессионалом.

Современное развитие экономики России более чем когда - либо зависит от уровня развития человеческого капитала, степени его осознанного включения в реальное производство. В связи с этим возрастает роль профессионального образования. Оно призвано не только обеспечить молодому человеку возможность получения достаточных знаний для эффективного выполнения  трудовых обязанностей, но и стать школой его социализации на основе целостного формирования общих и профессиональных компетенций.

В ходе организации учебно – воспитательного процесса мы выделили профессионально и личностно значимые качества, которые должны быть сформированы у выпускников колледжа. Это самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, мобильность, критичность, самообучаемость, информационная грамотность, стрессоустойчивость,  толерантность,  патриотизм. Именно эти качества способствуют -  формированию у студентов общих  и профессиональных компетенций, предъявляемые  ФГОС нового поколения. Перечень качеств соответствует и требованиям работодателей к потенциальным работникам, выпускникам ССУЗ, которые были выявлены нами в ходе маркетинговых исследований.

Педагогические работники техникума создают условия для формирования профессионально и личностно значимых качеств у студентов в рамках учебных занятий и  через организацию внеурочной воспитательной деятельности, как составной части общего образовательного процесса. Главными педагогическими  условиями формирования профессионально значимых качеств личности являются:

- повышение субъектности студентов, доминантной роли их самостоятельной, эмоционально переживаемой деятельности;

- формирование профессиональной ориентированной направленности мышления студентов в процессе внеурочной деятельности;

- использование инновационных технологий на всех этапах организации учебно – воспитательного процесса: целеполагания, планирования, регулирования, коррекции, контроля, анализа.

Работа со студентами строится как по горизонтали (включение в деятельность учебной группы, отделения и техникума, участие в городских, краевых, общероссийских мероприятиях),  так и по вертикали (от курса к курсу, с учётом возрастных особенностей и уровнем профессиональной подготовки).

Для первокурсников организованы занятия по введению в специальность на базе музея учебного заведения. При содействии родительского актива  проводятся экскурсии на производство. Жизнь первокурсника наполняется конкурсами, встречами со специалистами, успешными выпускниками, проведением бесед о будущей профессиональной деятельности. Первые навыки управленческой деятельности у подростков формируются через включение в систему студенческого самоуправления, через участие в социально значимых делах.

Внеурочная система воспитательной работы  богата вариантами. План внеурочной работы учебной группы наставник формирует совместно со студентами.  На определение профессионально значимых качеств направлены и классные часы («Модель специалиста 21 века»,  «Знакомство с миром профессии», «За страницами учебника», «Моя профессия» и др.), и занятия – тренинги, конкурсы профессионального мастерства.

В системе внеурочной работы на отделениях создаются условия для участия студентов в научно – исследовательских конкурсах, выставках, презентациях, «круглых столах» при активном сотрудничестве с социальными партнёрами.

Традиционно учебная практика для студентов второго курса завершается конкурсами  профессионального мастерства. Первый этап конкурса проходит внутри группы. Второй – финал победителей. Студенты выполняют задания повышенного уровня сложности. В состав жюри конкурса входят представители предприятий и организаций города, где в будущем студентам предстоит проходить практику. По итогам конкурсов студентам вручаются грамоты и подарки.

С участия студента в   конкурсах   начинается  формирование  «Портфолио специалиста», как  свидетельства его общественно – значимых достижений, профессионального развития.

Производственная практика по профилю специальности третьекурсников завершается «Круглым столом».  Подготовка к нему идёт практически с первых дней. Проводится видеосъёмка  работы студентов в трудовых коллективах, привлекаются к интервью  наставники студентов от предприятия, запускается анкета - отзыв, где представители работодателя (мастера участков, начальники цехов) дают оценку профессиональным умениям, навыкам, личностным качествам практикантов, уровню сформированности профессиональных и общих компетенций   обучаемых.

Доброй  традицией  в техникуме стал конкурс «Студент года». Участие в конкурсе – это путь к самоутверждению. В ходе мероприятия студенты презентуют себя как потенциальных специалистов. К подготовке подходят ответственно, ведь результатом может стать персональное приглашение на работу,   предоставление права для получения высшего образования на бюджетной основе.

Конкурс – это процесс шлифовки профессиональных и личностных качеств студентов. Конкурс – это дополнительные возможности испытания будущего специалиста.

Движение по профессиональной траектории  выпускников техникума лишний раз убеждает нас, что единство учебной и воспитательной деятельности обеспечивает подготовку успешного специалиста, востребованного экономикой края.

При изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей обращается внимание студентов на то, что не следует забывать об условности разделения и неразрывности духовной и материальной культуры в жизни человека и общества. А материальная культура это промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.

Духовная культура влияет на нравственную, законодательную, бытовую, творческую деятельности человека.  Духовная культура влияет на нравственное воспитание личности.
          Задача преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей – дать современному молодому человеку знания и умения приобщаться к своей национальной культуре как важнейшему сокровищу. Это не только сделает жизнь молодого человека интересной, полной замечательных открытий, но и позволит обрести нужную профессию, поможет найти применение его способностям и талантам в родной культуре.
Нам необходимо запомнить главное: веру и науку нельзя противопоставлять друг другу, ведь наука изучает мир, а религия познаёт Бога.
         А. Эйнштейн писал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».
         Именно  религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры, они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках. Особенно важно и актуально это сегодня, потому что каждый молодой человек  находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неуважительные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных  убеждений и т.п. Мы все живём в одном государстве, городе, работаем, учимся с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, поэтому необходимо знать нравственные законы и принципы.
           В наше  не простое время, время финансового кризиса, своём докладе хочется  привести  строки стихотворения монаха Лаврентия из мужского Задонского монастыря:
«О если б мог я стать святым на миг,
Взирая с трепетом на Милосердный Лик,
Припасть к ногам великого творца,
Моля его как Бога и Отца:
«Не гневайся, родной Спаситель Мой,
Прости меня и сжалься надо мной,
Одним желаньем пред тобой горю,
Всё за него возьми – и жизнь мою!»
И если б внял Господь моей мольбе:
«О чадо, что же надобно тебе?
Что хочешь, чтоб исполнил Я, проси?!»
«Спаси Россию, Господи, спаси!...»[3,c.11]

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод, что в современной ситуации поиска оснований для целеполагания в профессиональной подготовке будущих специалистов должны быть традиции  

 в воспитании и образовании, которые всегда требовали созидания педагогической среды как основного источника развития творческой профессиональной индивидуальности обучающегося, так и педагога.


Список литературы и источников

        1.Извеков И.Н., Алалыкин В.Н. Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности // Гуманизация образования.2016. №4

        2.Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность

        3.Жарковская Т.Г. Организация духовно- нравственного образования средствами различных учебных дисциплин //Педагогика. 2015№10.

        4.Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Борзых И.Н. Содержание профессионального воспитания студентов СПО // Психолого-педагогический журнал  Гаудеамус 2016 Т.15 №4