МОЛОДЕЖЬ, КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
МОЛОДЕЖЬ, КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
Н.В.Маслова, преподаватель
ОБПОУ «ДСХТ» (г. Дмитриев)
Современное российское общество переживает не только финансовый, но и глубокий духовный кризис: на какие идеалы и ценности ориентироваться? Что взять в качестве эталона, образца социальнонравственного поведения? Какую логику строительства отношений с окружающим миром выбрать в качестве идеала? Эти и другие вопросы требуют внятного и конкретного ответа.
Молодость - это время, когда возникает необходимость сделать жизненно важный выбор. Приходится выбирать друзей, профессию, спутника жизни и, самое важное, делать нравственный выбор. Без надлежащего опыта и при отсутствии духовно-нравственных ориентиров молодежь порой теряется, боится принять на себя бремя ответственности [2,с.16].
Молодость - это время становления, развития, подготовки к полноценной взрослой жизни. В это время молодежь стремимся все постичь самостоятельно, у них велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и саморазвитии. Они ищут условия для полноценного развития своего внутреннего потенциала.
С одной стороны - молодой человек стремится в взрослению, а с другой - он уязвим соблазнам и искушениям окружающего мира.
Поэтому процесс становления, «вхождения» молодых людей во взрослую жизнь во многом зависит от духовно-нравственного потенциала, от тех ориентиров, жизненных опор, которые получают в этой жизни. Система ценностей не создается личностью, а, наоборот, созидает и питает личность, усваивается ею. Поэтому принципиально важно осознать каждому, какая система духовно- нравственных ценностей необходима.
У человека есть свобода выбора, у каждого свое мировоззрение, каждый индивидуален, поэтому все по-разному воспринимают, что хорошо, а что плохо. Не бывает плохих людей, есть только заблуждающиеся. Православная вера помогает найти правильную дорогу в жизни. Главное жить так, чтобы потом не было стыдно за свою прожитую жизнь. И если бы все жили по законам православной веры, то естественным для каждого человека была бы жизнь по законам нашего государства. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Достижения стабильности развития нашей страны во многом зависит от молодых [5,с.12].
Принимает ли молодежь двадцать первого века, такую мировоззренческую позицию, хотят ли добра и ищут ли его в своей жизни? Правильно ли понимают нравственность, любовь, каковы их духовные ориентиры? Неоспоримой истиной является то, что духовное становление личности неотделимо от понимания Бога и Его промысла о человеке, о его предназначении.
Ф.М. Достоевский писал: «Без Бога все возможно», - имея в виду снятие внутренних нравственных ограничений и как следствие — асоциальное поведение человека.
А великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал об истоках истинной нравственности: «На что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство? Из религиозного чувства в душе человека рождаются и лучшие ее побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли взяться» [1,с.15].
Для того, чтобы жизнь сохранилась и изменилась к лучшему, надо менять поведение людей, их отношение к окружающему Богу, миру, друг другу. Невозможно переделать весь мир, но можно изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас, атмосфера нашей жизни станут более нравственными, спокойными, чистыми. Главное для каждого человека - это забота о душевном состоянии, духовное восприятие православия как философии жизни русского человека, как источника любви, которой может питаться душа. И если с любовью и трепетом будем открывать для себя красоту христианского нравственного идеала, воспитывать в себе жертвенность, доброту, правдивость, мужественность, то все трудности для нас будут преодолимы и нам сообща удастся построить «Ноев ковчег» спасения молодых душ, а значит, и спасение нашей России.
Церковьв своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества.
Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала [4,с.22].
Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений.
В ОБПОУ «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» осуществляется тесная работа настоятеля храма Димитрия Солунского со студенческой молодёжью.
Общая организация, координация и контроль работы с молодежью находятся в компетенции настоятеля храма Димитрия Солунского отца Димитрия. На приходе создано православное молодежное объединение. В это объединение входят в основном обучающиеся ОБПОУ «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» и обучающиеся школ города Дмитриева.
Работа с молодежью в объединении осуществляется различных формах:
- беседы и встречи с духовенством;
- акции и поездки;
- социальные проекты;
- интернет-проекты;
- спортивные секции;
- военно-патриотический клуб « Витязь»».
Настоятель храма отец Димитрий совместно с советом объединения выполняет следующую работу:
- осуществляет развитие молодежной работы;
- избирает из среды молодых прихожан активных помощников;
- разрабатывает и осуществляет приходские молодежные проекты;
- обеспечивает информационную поддержку молодежной работы в объединении, включая видео- и фотосъемку реализуемых проектов, создает архив молодежной работы; отражение этой работы на сайте ОБПОУ « ДСХТ», в социальных сетях и блогах;
- осуществляет взаимодействия с государственными, муниципальными и общественными организациями и учреждениями, действующими на территории прихода, по вопросам, связанным с молодежной работой;
- привлекает добровольцев для участия в молодежных проектах и программах;
- обеспечивает участия молодежного актива объединения в общецерковных, епархиальных и благочиннических программах;
Важным критерием оценки деятельности объединения является увеличение числа молодых прихожан, их участия в молодежных программах и проектах [3, с. 18].
Закончить статью хочется словами известного отечественного философа Г.П. Федотова, который писал, что «культура и душа русского народа всегда были существенно христианскими. Восстановление России, мыслимое как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней христианства, как основы ее душевно-духовного мира. Без религии - это не нация, а человеческое месиво». Давайте помнить об этом.
Список литературы и источников
- Голева М.А. Духовно-нравственное воспитание. Клуб «Истоки» Методист. – 2016.- № 5.- С.10 15
- Кондаков А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности.// Образовательная политика. – 2016.- № 2.-С.15- 18
- Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви. - М.: АНО «Центр православных молодежных программ во имя святого Георгия Победоносца», 2014. - 68 с.
- Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2017.- № 8. – С.13-22
- Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2015.- № 7 –С.7-12.