РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
по специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовая подготовка
Квалификация выпускника
Бухгалтер
Форма обучения
очная
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
предметно (цикловой) комиссией специальных дисциплин
протокол № ___ от __________ 2013 г.
председатель П (Ц)К _____________Н.В. Маслова
СОГЛАСОВАНА
наметодическом совете ОБОУ СПО«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» Курской области
протокол № ____ от ____________2013 г.
председатель методического совета _______________Н.В. Полтева
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на педагогическом совете ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» Курской области
протокол № _____ от ____________2013 г.
председатель педагогического совета _________________Т. Ф. Брусильцева
Программа учебной дисциплины разработана на основеФедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
080114 Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация - разработчик: ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» Курской области
Разработчик:МасловаНатальяВладимировнапреподаватель экономическихдисциплинОБОУСПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»Курской области
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый уровень подготовки, входящей в состав укрупненной группы профессий Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки): 20339 бухгалтер-ревизор, 20342 бухгалтер-эксперт, 20330 брокер торговый, 20330 брокер финансовый, 20004 агент коммерческий, 20015 агент по закупкам, 20026 агент по продаже недвижимости, 20035, агент торговый, 27740 экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, 27743 экономист по договорной и претензионной работе, 27744 экономист по материально-техническому обеспечению, 27755 экономист по труду.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• использовать необходимые нормативно-правовые документы;
• защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
• анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• основные положения Конституции Российской Федерации;
• права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
• понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
• законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
• организационно-правовые формы юридических лиц;
• правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
• права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
• порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
• правила оплаты труда;
• роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
• право социальной защиты граждан;
• понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
• виды административных правонарушений и административной ответственности;
• нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 20 часов;
- консультации 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета | 10 | ||||||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие, цель, задачи и содержание дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях рыночной экономики. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение домашнего задания: проработка теоретического материала по учебным пособиям. | 2 | ||||||
Тема 1.2. Нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Конституция РФ – закон высшей юридической силы. Права и свободы человека и гражданина. Законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность в области бухгалтерского учета. Концепция бухучета в рыночной экономике России. Внутренние нормативные акты в организациях | 3 | |||||
Практическое занятие: Работа с информационно-правовой системой по поиску, структурированию, систематизированию и анализу нормативно-правовых актов в Российской Федерации, в том числе в области бухгалтерского учета. | 1 | ||||||
Контрольная работа: «Значение нормативного регулирования в области бухучета». | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций по работе с информационно-правовой системой, оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 1.2.: проработка теоретического материала по учебным пособиям, лекционному материалу и нормативно-правовым актам в целях подготовки к контрольной работе. | 1 | ||||||
Консультация по теме: «Нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета» | 1 | ||||||
Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности | 18 | ||||||
Тема 2.1. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Предпринимательская деятельность как тип хозяйствования и форма организации деятельности , особенности ее правового регулирования. Субъекты предпринимательской деятельности, их правоспособность, дееспособность. Легитимация предпринимательской деятельности. Предпринимательские правоотношения, их элементы и разновидности | ||||||
Практические занятия: «Выявление преимуществ и недостатков осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица»; «Классификации субъектов предпринимательской деятельности по различным основаниям». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление практических работ; - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций; - выполнение домашнего задания по теме 2.1. с целью подготовки к контрольной работы | 2 | ||||||
Тема 2.2. Организационно-правовые формы юридических лиц | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие организации Создание, реорганизация, ликвидация, банкротство юридических лиц | ||||||
Практические занятия: «Анализ организационно-правовых форм юридических лиц с использованием Гражданского кодекса РФ по плану: - определение, - основные черты: учредители (участники), уставный (складочный) капитал, органы управления»; «Составление плана создания коммерческой организации в оптимальной организационно-правовой форме для осуществления конкретного вида деятельности с учетом требований законодательства с использованием информационно-поисковых справочных систем» | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление практических работ; - выполнение домашнего задания по теме 2.2. «Работа с учебными пособиями и отдельными нормативно-правовыми актами с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях»; «Подготовка к контрольной работе» | 1 | ||||||
Консультация по теме: «Организационно-правовые формы юридических лиц» | 1 | ||||||
Тема 2.3. Вещные и обязательственные права в предпринимательских правоотношениях | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Право собственности. Понятие, содержание права собственности. Формы собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Ограниченные вещные права: оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда, доверительное управление Понятие и стороны обязательства. Возникновение, изменение, исполнение, обеспечение и прекращение обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Договорные обязательства. Внедоговорные обязательства | ||||||
Практические занятия: «Работа с информационно-правовой системой по поиску, систематизированию и анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих обязательственные правоотношения»; «Решение ситуационных задач с условием нарушения норм ГК РФ, регламентирующих порядок заключения, изменения, исполнения, расторжения договоров»; «Составление конкретного гражданско-правового договора и его анализ с точки зрения ГК РФ»; «Анализ ситуаций, составленных студентами в рамках домашнего задания с нарушением норм Гражданского кодекса, регулирующих право собственности». | 1 | ||||||
Контрольная работа по вариантам: «Отграничение права собственности от иных вещных прав»; «Основания возникновения и прекращения обязательств»; «Особенности организационно-правовых форм юридических лиц»; «Сравнительная характеристика субъектов предпринимательской деятельности» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление практических работ; - выполнение домашнего задания по теме 2.3. «Работа с учебными пособиями и отдельными нормативно-правовыми актами с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях»; «Составление ситуаций с нарушением норм Гражданского кодекса, регулирующих право собственности»; «Подготовка к контрольной работе» | 2 | ||||||
Раздел 3. Правовое регулирование труда, занятости, социальной защиты граждан | 20 | ||||||
Тема 3.1. Занятость населения | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Сущность занятости как системы общественных отношений. Соотношение занятости и труда. Политика занятости в современной России. Безработица как социальное явление. | ||||||
Практическое занятие: Современные проблемы занятости. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к практической работе: подбор материала для исследования современных проблем занятости (газеты, журналы, иные СМИ, интернет, учебные пособия) - оформление практических работ; - выполнение домашнего задания по теме 3.1. «Работа с учебными пособиями и законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. От 22.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации» с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях»; «Подготовка к контрольной работе» | 2 | ||||||
Тема 3.2. Трудовые отношения | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Основания возникновения трудовых отношений. Заключение, изменение, прекращение, расторжение трудового договора. Оформление трудовых правоотношений. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Оплата труда: основные понятия, государственные гарантии, формы оплаты. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, взыскания, порядок применения и снятия взыскания. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, обстоятельства, исключающие ответственность, порядок применения. | ||||||
Практические занятия: - деловая игра: «Решение ситуационных задач с нарушением норм ТК РФ»; - «Составление документов по приему, увольнению, привлечению к дисциплинарной ответственности» | 3 | ||||||
Контрольная работа: «Повышение эффективности занятости» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление практических работ; - выполнение домашнего задания по теме 3.1. «Работа с учебными пособиями и ТК РФ с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях»; «Составление ситуаций с нарушением норм ТК РФ, регулирующих порядок заключения и прекращения трудового договора»; «Подготовка к контрольной работе»; - эссе на тему «Трудовой договор как средство привлечения к труду» | 1 | ||||||
Консультация по теме: «Трудовые отношения» | 1 | ||||||
Тема 3.3. Социальная защита населения | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Сущность, содержание, формы социальной защиты. Деятельность социальных служб. Основные направления социальной защиты. | ||||||
Практическое занятие: Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защиту населения в РФ | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 3.3.: эссе «Реформирование системы социальной защита граждан в России», «Работа с учебными пособиями и ТК РФ с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях». | 2 | ||||||
Раздел 4. Защита нарушенных прав и порядок разрешения споров | 18 | ||||||
Тема 4.1. Защита права собственности и других вещных прав | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Истребование имущества из чужого незаконного владения, от добросовестного приобретателя. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения. Защита прав владельца, не являющегося собственником | ||||||
Практическое занятие: Составление исковых заявлений для защиты права собственности. Виндикационные и негаторные иски. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к практической работе с использованием ГПК РФ и АПК РФ; - оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 4.1. «Работа с учебными пособиями и ГК РФ с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях». | 2 | ||||||
Тема 4.2. Защита трудовых прав граждан | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Понятие и виды трудовых споров. Защита трудовых прав граждан в комиссиях по трудовым спорам. Судебная защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав граждан в государственных органах власти | ||||||
Практические занятия: - «Составление заявлений в КТС, суд и иные органы власти с целью защиты нарушенных работодателем трудовых прав работников»; - деловая игра «Урегулирование индивидуальных и коллективных споров». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - составление ситуации для анализа и использования ее на практическом занятии; - оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 4.2.: «Работа с учебными пособиями и ТК РФ с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях», «Подготовка к контрольной работе». | 2 | ||||||
Тема 4.3. Урегулирование экономических споров | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Понятие экономического спора, основания его возникновения, субъекты. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров Судебная защита нарушенных прав в экономической сфере. Третейские суды. | ||||||
Практическое занятие: Составление претензий, заявлений в органы власти, исковых заявлений в суд с целью урегулирования разногласий. | 1 | ||||||
Контрольные работы по вариантам: «Защита имущественных прав граждан и юридических лиц»; «Способы защиты трудовых прав работников»; «Способы урегулирования экономических споров» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - анализ гражданско-правового договора, составленного при изучении темы 3.2. в целях применения его на практическом занятии; - оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 4.3.: «Работа с учебными пособиями и нормативно-правовыми актами с целью систематизации и закрепления знаний, полученных на теоретических и практических занятиях», «Подготовка к контрольной работе». | 1 | ||||||
Консультация по теме: «Урегулирование экономических споров» | 1 | ||||||
Раздел 5. Правовое регулирование административно-правовых отношений | 6 | ||||||
Тема 5.1. Административное правонарушение и административная ответственность | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||
1 | Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Понятие, состав, виды. Административная ответственность. Наказание, его назначение | ||||||
Практическое занятие: Анализ ситуаций с точки зрения КоАП РФ. | 1 | ||||||
Контрольная работа: тест «Административное правонарушение и административная ответственность». | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с КоАП РФ с целью ознакомления с содержанием для использования его материалов на практическом занятии; - оформление практической работы; - выполнение домашнего задания по теме 5.1.: «Работа с учебными пособиями и КоАП РФ с целью систематизации и закрепления знаний |